Прокуратуру Москвы попросили проверить законность действий сотрудников управления ГИБДД по Москве в отношении такси с лайтбоксами (световым табло на крыше автомобиля). Просьба была направлена директором транспортной компании «АСАП» Александром Стариковым прокурору Москвы Владимиру Чурикову.
В письме говорится, что с января этого года сотрудники ГИБДД Москвы начали штрафовать водителей за автомобили с лайтбоксами на крыше. По заявлению компании выписан 61 штраф по ч. 1 ст. 12.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Согласно этой статье, предупреждение или штраф в размере 500 рублей выносится за наличие неисправности или несоблюдение условий основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. Эти положения содержатся в двух документах: в постановлении правительства от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения» и в постановлении правительства от 14 февраля 2009 года № 112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Согласно этим документам, легковые такси должны быть оснащены «опознавательным фонарем оранжевого цвета на крыше».
В части протоколов, составленных на водителей компании «АСАП», говорится, что административный штраф выносится за размещенную на крыше автомобиля «рекламную конструкцию». В других протоколах ее называют «световой короб», «лайтбокс». В некоторых протоколах пояснение отсутствует вовсе, сообщается лишь, что транспортное средство имеет внесенные изменения конструкции. Как рассказал «Известиям» Александр Стариков, все опознавательные фонари, установленные на автомобилях компании, имеют одинаковые характеристики: вес 8 кг, длина 1340 мм, ширина 400 мм, высота 385 мм.
Как утверждают составители письма, сотрудники ГИБДД заявляют, что изменение лайтбоксов влияет на безопасность дорожного движения.
Высокопоставленный чиновник столичного управления ГИБДД сообщил «Известиям», что в конце января 2016 года начальникам межрайонных отделов технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы ГИБДД по Москве был разослан документ, подписанный заместителем начальника столичного управления ГИБДД Юрием Дрогановым. В документе говорится, что по рекомендации научно-технического центра технической экспертизы государственного научного центра ФГУП «НАМИ» лайтбокс был признан «устройством, устанавливаемым на крыше автомобиля».
— Из этого следует, что установка лайтбокса должна происходить в соответствии с разделом 4 главы 5 технического регламента Таможенного союза, — пояснил представитель ГИБДД. — То есть должна быть проверена безопасность вносимых в конструкцию автомобиля изменений, проведена экспертиза. В связи с этим дано указание организовать работу по выявлению легковых такси с лайтбоксами, не имеющих соответствующих отметок в регистрационных документах. При выявлении таких автомобилей сотрудникам ГИБДД необходимо зафиксировать нарушение и направить подтверждающие факт нарушения материалы (фото или видео) в отделение регистрации автомобилей для проведения проверки и аннулирования регистрационного учета. Кроме того, рекомендовано отказывать в регистрации легковым такси, на крыше которых имеются подобные лайтбоксы.
По словам Александра Старикова, сотрудники ГИБДД исполняют предписание весьма пунктуально.
— У нас уже 15 машин на штрафстоянке, мы несем ужасные убытки, — жалуется он.
Управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский считает, что владельцы автопарков могут в суде обжаловать привлечение к административной ответственности.
— В рамках судебного производства следует заявить ходатайство о проведении технической судебной экспертизы транспортного средства, на рассмотрение которой поставить вопрос о том, является ли установка лайтбоксов изменением конструкции автомобиля, — пояснил Владимир Старинский. — На основании проведенной экспертизы суд должен будет вынести решение.
Гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян рассказал «Известиям», что использование лайтбоксов — это мировая практика, которая помогает отличить машину не только днем, но и ночью.
— Нет никаких известных нам данных, что лайтбоксы как-либо отрицательно влияют на безопасность дорожного движения, — сообщил Тигран Худавердян. — Лайтбоксы имеют экономическое значение — они позволяют перевозчикам получать дополнительные рекламные доходы, что снижает тарифы на услугу такси.